Санитарно - микробиологические исследования.
1. Значение санитарной микробиологии и ее задачи.
Микроорганизмы, и в первую очередь бактерии, распространены в природе гораздо шире, чем другие живые существа. Благодаря исключительному разнообразию усвоения питательных веществ, малым размерам и лёгкой приспособляемости к различным внешним условиям бактерии могут быть обнаружены там, где отсутствуют другие формы жизни.
Сложные взаимоотношения микроорганизмов со средой, которые обуславливают их размножение, развитие и выживание, изучает специальная биологическая наука - экология.
Но существует и медицинская наука - санитарная микробиология, которая также занимается изучением микроорганизмов и процессов, вызываемых ими в окружающей среде. Основной задачей санитарной микробиологии является предупреждение возникновения инфекционных заболеваний, то есть осуществление постоянного контроля за водой, воздухом, почвой, пищевыми продуктами и так далее с целью выявления патогенных микроорганизмов, либо выявление санитарно - показательных микроорганизмов, которые являются косвенными показателями зараженности окружающей среды.
Санитарно - показательные микроорганизмы - это постоянные обитатели поверхностей и полостей тела человека и животных, выделяющихся из организма теми же путями, что и патогенные. Поэтому, чем больше выявлено санитарно - показательных микроорганизмов, тем большая вероятность попадания в объекты внешней среды патогенных микроорганизмов.
Для каждого объекта внешней среды имеются определённые санитарно - показательные микроорганизмы - критерии оценки по бактериологическим показателям. Например, в отношении кишечных инфекции роль таких индикаторов принадлежит кишечным палочкам - постоянным обитателям кишечника человека и животных.
Санитарно - бактериологические исследования проводятся в строгом соответствии со специальными государственными общесоюзными стандартами, приказами, методическими рекомендациями, правилами, которые позволяют дать оценку соответствия выявленной в окружающей среде микрофлоры гигиеническим требованиям. В нормативных документах отражены правила отбора проб, количество материала, условия транспортировки, методы и цель исследования, а также критерии оценки полученных результатов.