Специальная часть. Глава 2.5 - Кишечные инфекции. Часть 4.

26 0 0
                                    

Ботулизм.

Ботулизм - это пищевое отравление, возникающее в результате употребления в пищу продуктов, содержащих токсины Costridium botulinum и самих возбудителей. Заболеваниях характеризуется тяжёлым токсическим поражением преимущественно центральной нервной системы, нарушением глотания, нарушением функций внешнего дыхания, поражением нервных узлов сердца.

Этиология.

Болезнь вызывает спороносная, строго анаэробная палочка Cl. botulinum. Споры палочки ботулизма очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям, не всегда они погибают даже при кипячении. Только автоклавирование, при котором температура достигает 120° С, является надёжным способом их уничтожения.

Cl. botulinum в виде спор довольно широко распространена в природе, длительное время находится в почве, куда заносится из кишечника животных, человека. Попадая из почвы, споры бактерий ботулизма способны инфицировать различные пищевые продукты, овощи, плоды, зерно, кормовые травы. В процессе прорастания в вегетативную форму бактерии ботулизма вырабатывают экзотоксин. По силе своих патогенных влияний токсин ботулизма является сильнейшим из всех известных бактериальных ядов. Так, 0,3 мкг токсина являются смертельной дозой для человека.

Бактерии ботулизма по своим антигенным свойствам и вырабатываемым токсинам подразделяются на 7 типов : A, B, C, D, E, F, G. Заболевания ботулизмом в нашей стране преимущественно вызывают бактерии типа А, В, E.

Заражение может произойти при употреблении в пищу продуктов, загрязнённых, инфекционных вегетативными формами и спорами Cl. botulinum. Это могут быть следующие продукты :

колбаса, ветчина, копчёное мясо, мясные консервы ;

рыбные консервы, некоторые виды красной рыбы ;

овощные консервы;

особенно опасно употребление домашних консервов : грибов, фруктов, ягод, овощей, так как не всегда в домашних условиях достигается необходимая стерилизация.

Заражённые продукты по внешнему виду, запаху, вкусу часто не изменены. В некоторых случаях обсемененность колбасы, ветчины бактериями ботулизма удается обнаружить по запаху прогорклого масла. Банка с заложенным консервами вздувается вследствие образования газов - ( бомбаж ).
Заболевания могут быть единичными и групповыми, вследствие употребления в пищу одного и того же продукта группой людей. Причём заболеть могут не все лица, употреблявшие в пищу заражённый продукт, так как токсина в его порциях может не быть.

Медицина.Место, где живут истории. Откройте их для себя