Пуп

41 1 0
                                    

Если попробовать определить Куско од­ним словом, то это будет слово «воспомина­ние». Неосязаемая пыль прошедших эпох осе­дает на его улицах, смятенно взвихряясь, когда тревожат эту седую древность. Но суще­ствуют два или три Куско или, лучше сказать, две или три формы воспоминания о нем: когда Мама Окльо уронила на землю золо­той жезл и он полностью ушел в нее, пер­вые инки догадались, что именно здесь на­ходится место, выбранное Виракочей для постоянного житья своих возлюбленных сыновей, которые оставили кочевую жизнь, чтобы завоевателями явиться в эту землю обетованную. С гордо раздутыми ноздрями, учуявшими ширь открывающихся прост­ранств, они видели, как возрастает велико­лепная империя, одновременно проницая взглядом непрочную преграду близлежа­щих гор. И кочевник, призванный расши­рять свои территории в Тауантинсуйу, на­чал воздвигать в центре завоеванных зе­мель «пуп земли» — Куско. Так, исходя из оборонительных нужд, возник впечатляю­щий Саксауаман, взирающий на город с вер­шин, защищая дворцы и храмы от ярости свирепых врагов империи. Таков Куско, вос­поминание о котором жалобным стоном стоит над развалинами крепости, уничто­женной безграмотным конкистадором, над поруганными и разрушенными храмами, разграбленными дворцами. Это стон дове­денного до скотского состояния народа, он призывает к тому, чтобы проявить свой во­инственный дух и с палицей в руках отсто­ять свободу и жизнь инков.

Но есть и другой Куско, вид на который открывается сверху, с развалин крепости: город с крышами из ярко-красной черепи­цы, чье плавное однообразие нарушает ку­пол барочной церкви, город, который, когда мы спускаемся, встречает нас своими узки­ми улочками, типичными одеждами своих обитателей и красками художника, предпо­читающего местный колорит; этот Куско предлагает вам стать пресыщенным тури­стом, скользящим поверхностным взглядом по всему вокруг и восторгающимся красо­той свинцово-серого зимнего неба. Есть также третий Куско, трепещущий жизнью, чьи памятники запечатлели мужество вои­телей, покоривших этот край, мужество, под­тверждение которому можно найти в музеях и библиотеках, в украшении церквей и в че­канных чертах бледнолицых начальников.

до сих пор сохранивших горделивое выраже­ние конкистадоров; этот Куско предлагает препоясаться мечом и, оседлав крутобокую быстроногую лошадь, вонзить разящую сталь в беззащитную, обнаженную стену из люд­ских тел, слабеющую и сминаемую копыта­ми осатанелого коня. Каждым из этих Куско можно восхищаться по отдельности, и каж­дому мы посвящаем часть нашего досуга.

Согласно одному из мифов о возникновении рода ин­ков, Мама Окльо—дочь отца-солнца и матери-луны, ко­торую они вместе со своим сыном Манко Канаком посла­ли на землю.

Виракоча — единый бог древних людей, самых первых инков.

Кон — в мифологии индейцев кечуа бог, создавший людей и все, необходимое для жизни, — «единый, везде­сущий, всемогущий и незримый».


Эрнесто Гевара. Дневник мотоциклистаМесто, где живут истории. Откройте их для себя