Земля инков

85 1 0
                                    

Куско со всех четырех сторон окружен холмами. Они были не столько защитой, сколько угрозой для его обитателей, кото­рые, чтобы защитить себя, построили гро­мадину Саксауамана. По крайней мере та­кова версия, бытующая среди не самой об­разованной публики, версия, с которой я не могу не согласиться по причинам вполне очевидным. Однако, может быть, крепость составляла изначальное ядро великого го­рода. В эпоху, непосредственно последовав­шую за прекращением кочевого образа жиз­ни, когда племя инков еще только начало проявлять свои амбиции, а защита от чис­ленно превосходящих сил противника на­стоятельно требовала создания компактно­го укрепленного пункта в самой сердцеви­не растущего города, стены Саксауамана служили идеальной защитой для его оби­тателей, и эта двойная функция города- крепости проливает свет на причину соору­жения некоторых построек, чье назначение неясно, если не признать, что целью их стро­ителей было не только сдерживание напа­дающего противника, не говоря уже о том, что Куско оставался в равной степени без­защитным во всех остальных точках.

Хотя достойно упоминания и то, что со­оружение было воздвигнуто таким образом, что позволяло контролировать два ведущих к городу ущелья. Зубчатая форма стен поз­воляла атаковать врага с трех флангов од­новременно, а если он преодолевал оборо­нительные порядки, то наталкивался на стену того же типа, а потом и на третью, что всегда предоставляет защитникам свободу маневра и дает возможность соединиться для ответного наступления. Все это, равно как и последующее великолепие города, за­ставляет предположить, что воины-кечуа отбивали из-за стен своей крепости все вра­жеские нападки, однако, поскольку укрепле­ния были созданы народом в высшей степе­ни изобретательным и сведущим в точных математических расчетах, с моей точки зре­ния, они принадлежат еще доинкскому пе­риоду цивилизации — эпохе, когда люди еще не привыкли к материальным удобст­вам, так как хотя и не добились внешнего блеска в своем аскетически строгом городе, зато оставили интересные произведения в области архитектуры и ремесел.

Постоянные военные успехи всякий раз позволяли изгнать враждебные племена из окрестностей Куско, и тогда, выйдя из-за прикрытия крепостных стен, слишком тес­ных для растущего населения, инки рассе­лились по соседней долине у подножия во­допада. Осознав свое тогдашнее величие, они обратились к прошлому в поисках объ­яснения своего превосходства и, чтобы вос­славить память о боге, чье всемогущество позволило им превратиться в доминирую­щую расу, воздвигли храмы и учредили жре­ческую касту; так, запечатлевая свое вели­чие в камне, в долине рос и ширился вели­кий Куско эпохи испанского завоевания.

Эрнесто Гевара. Дневник мотоциклистаМесто, где живут истории. Откройте их для себя