Агония

176 2 0
                                    


Чтобы правильно понимать реакцию Церкви на безнадежную ситуацию, учитывайте, что она — небиологическая форма жизни (как Государство или Интернет). Никакая жизнь не ориентирована искать абстрактную истину. Любая жизнь в первую очередь ищет личную истину — свое благо. Одно из основополагающих благ — сохранение себя.

«Если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже владеет властью, то, поскольку это было во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии» (Гоббс. «Левиафан»).

Церковь оказывается перед двумя вариантами. Первый: следовать голосу разума, опираться на логику и факты, и признать правоту Галилея. Для нее такое поведение было аналогом харакири и мгновенной смертью. Второй вариант: закрывать глаза на доводы разума с фактами, говорить на черное белое, и тупо отрицать правоту Галилея. Такое поведение подобно отравлению тоже смерть, только не мгновенная, а отсроченная.

Из двух плохих вариантов Церковь предпочитает второй отравление. Она кладет в основание своей защиты тезис «верую, ибо абсурдно». Далее делает отравляющие ее тело глупости. С этого момента она стремительно теряет авторитет в глазах думающих людей.

Она вносит в «Индекс запрещенных книг» труды Коперника. Теперь их нельзя не только распространять, но и хранить. Кеплер по этому поводу с сожалением напишет, что лучше бы Галилей был менее активным в продвижении идей Коперника, если они привели к такому результату. Это сожаление лишний раз указывает, что сами ученые не понимали масштаба информации, которой касались. Они просто фиксировали то, что видели на небе, на этом основании делали расчеты. Никто не предполагал, какой сук пилят эти расчеты.

В 1616 году глава инквизиции кардинал Беллармино призывает Галилея отказаться от идеи Коперника и запрещает ее защищать. В этот момент Церковь с этим запрещением попадает в совершенно идиотскую ситуацию. Она отрицает труды гелиоцентристов, но не в состоянии отрицать календарь, составленный на основе этих трудов, определяя по нему Пасху с Рождеством. Трудно вспомнить похожий в мировой истории случай, когда система оказывалась бы в таком безысходном тупике.

018 Секс, Блокчейн и Новый мирМесто, где живут истории. Откройте их для себя