Совесть

90 2 0
                                    


Что конкретно значит честь, долг и совесть и жить честно? Среднестатистический человек ответит, что это значит, жить по совести. Хорошо, а что значит жить по совести? На это он ответит, что это значит жить честно. Попытка преодолеть тавтология ни к чему не приведет, кроме как к еще большему многословию. Человек скажет, что жить по совести и честно — значит всегда и во всем поступать справедливо и разумно, по велению долга и подсказке сердца. Для него это будет исчерпывающим определением. А кому недостаточно, тот или умственно отсталый, или моральный урод. Почему? Потому что!

Люди не стремятся разбираться с корнями глобальных понятий, потому что они для них самоочевидны. Вчера им было самоочевидно, что Земля стоит, а Солнце вокруг нее крутится. Сегодня самоочевидно, что честность — это совесть, а совесть — это честность.

Тавтологический туман развеивается, когда становится видно, что высокие понятия не сами по себе. Все они привязаны к более фундаментальным положениям — понятиям добра и зла. Если неизвестно, что такое хорошо и что такое плохо, честности, совести и прочим качествам из этого арсенала попросту неоткуда взяться. У животных нет понятия добра и зла. Поэтому совести с честностью у них попросту неоткуда взяться.

Но и понятия добра и зла, на которые опираются справедливость с честностью, тоже не самостоятельны. Они уходят корнями в понимание мира. И так как у разных народов и цивилизаций разное понимание мира, соответственно, понятия добра и зла у них тоже разные. Взгляды на совесть и справедливость, честность и разумность у них будут не просто разные, а скорее всего, противоположные и несовместимые.

Наглядный пример: южноамериканские цивилизации до того, как были уничтожены европейцами, считали, что мир населяют силы света, добрые божества, и силы тьмы, злые божества. Злые боги хотят разрушить мир и погубить все живое. Добрые боги, силы света, противостоят силам тьмы. И пока они сражаются, мир и люди сохраняются.

Защита требует много сил. Когда силы добрых богов истощаются, люди обязаны их восполнять. Иначе злые боги победят и мир рухнет. Так что помогать добрым богам было не просто честно, но и разумно. Индейцы видели в этом смысл своей жизни.

Технология восполнения силы добрых богов, если смотреть на нее с привычных нам истин, была ужасной — принесение детей в жертву. Жрецы выбирали из социума самого красивого здорового и непорочного ребенка. Ребенок или его родители могли отказаться. Дело было добровольное. Но никто не отказывался. Напротив, это воспринимали с той же радостью, с какой сейчас воспринимают крупный выигрыш в лотерею или иную удачу.

018 Секс, Блокчейн и Новый мирМесто, где живут истории. Откройте их для себя