Опустошение

173 1 0
                                    

В IV веке Аристотель систематизирует накопившуюся информацию. Так как бесконечность ни на какую полочку не лезет, а если ее туда засовывать, она ломает всю гармонию, Аристотель без попытки ее осмыслить лишает ее самостоятельного статуса.

Обо всех, кто стремился постичь первопричину существования (не путать с проблемой ступенькой ниже, с постижением природы уже существующего), он напишет: «Все, кто достойным упоминания образом касались этой философии, рассуждали о бесконечном, и все считают его неким началом существующих вещей».

Тот факт, что Аристотель не выдает о бесконечности суждения, позволяет сказать, что он не вполне понимал онтологическое отличие бесконечности от величины. Он тут в роли добросовестного классификатора, который хочет учесть все. Понятие бесконечности он не понимает, но упоминает. Наряду с другими идеями, через запятую. Это выглядит, как если бы человек написал в ряд список «стул, воздух, дом, Бог, каша, глаз».

Аристотель как бы говорит, что да, было дело, искали раньше первооснову и полагали ею бесконечность. Но потом перестали заниматься ерундой и стали заниматься реальными вопросами. А все онтологические вопросы передали в ведомство религии.

Аристотель ознаменовал и подытожил провал рационального мышления в вопросах онтологии. Первый интеллектуальный штурм провалился. Вторая попытка будет предпринята примерно через две тысячи лет, в эпоху Просвещения. Декарт напишет «Principia Philosophiæ»», где изложит четыре источника мудрости (все они реверансы Церкви). И укажет на пятый, самый надежный — рациональный поиск первопричины.

Первопричина примерно на два тысячелетия становится предметом религиозного обсуждения. Древнегреческая религия понимала первоначало бесконечным бесформенным и бескачественным, из которого все рождается и в него все возвращается — Хаос или Хронос (в даосизме аналог — Дао). На момент становления Церкви эллинская религия была в упадке. Она утратила понятие первоначала, что породило множество божеств, ответственных за политические, экономические и бытовые нужды. Они давали такие примитивные ответы на онтологические вопросы, что думающий человек не мог ими удовлетвориться. А для не думающего они звучали как заклинания.

Греческая мысль видит тупик в способе мышления. Мыслить, значит, оперировать величинами. Очевидно, что нельзя бесконечность познать, мысля величинами. Но как нам мыслить, чтобы выйти за рамки и помыслить бесконечность — этого не знает никто.

018 Секс, Блокчейн и Новый мирМесто, где живут истории. Откройте их для себя