Перенесем картину на нашу действительность. Мы живем в безыдейном социуме. У людей есть запрос на смысл жизни, потребность в ответах на большие вопросы: «Что есть мир?», «Что из этого следует?», «Что есть Я?», «Что будет после смерти?», «Каков ответ на вызов смерти?». По сути, у людей есть потребность в религии, если понимать под ней не традиции и обряды, а ответы на глобальные вопросы. Эта потребность не может исчезнуть, ибо встроена в природу человека. Разумный человек не может не спрашивать.
Ни в одной развитой стране нет института, отвечающего на онтологические вопросы. США, Евросоюз, Канада, Китай и прочие передовые страны не имеют официального ответа ни на один вопрос. Если кто думает, что у России есть ответ, и укажет на Церковь, тому следует знать, что у власти есть православные реверансы, но никак не ответы. У РПЦ есть такие ответы (опускаю их качество, упор только на наличие), а у России нет.
Скажу более, России запрещено иметь такие ответы. Утверждение выглядит странно, но открываем Конституцию России и видим: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13, п.2). Что такое идеология? Это набор идей и ценностей, вытекающих из ответов на большие вопросы. Как ни крути, а запрет на идеологию — это запрет иметь ответы на базовые вопросы. Или еще популярнее, запрет на высшие ценности, т.е. выведенные из мировоззрения.
Здесь немножко цирк начинается. Конституция в статье 2 заявляет высшей ценностью права и свободы. Позиционированы они не как непонятно откуда взятые и кем-то на досуге придуманные, а как выводы из идеологии либерализма. Получается, одна статья Конституции запрещает иметь высшие ценности. Другой статья Конституции провозглашает их. Эта ситуация показывает, какая каша творится в головах власти.
В мире, называемом развитым, все самые главные вопросы зависли в воздухе без ответов. И это при том, что чем больше людей, которым не грозит голод и холод, тем больше онтологических вопросов и запросов на ответы. Это глас вопиюшего в пустыне...
Единственные, у кого есть ответы на глобальные вопросы, — страны Третьего Мира, где религия встроена в государство. Но и там не все гладко... Религиозные ответы давно и по всем статьям не соответствуют развития современного общества. Поэтому они больше не в роли путеводной звезды выступают, а в роли инструмента управления социумом.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
018 Секс, Блокчейн и Новый мир
EspiritualОднажды у меня возник вопрос: а какой во всем этом смысл? Вот я родился, живу, что-то делаю каждый день ... А зачем? Нужно ли мне это? Правильно ли то, что я делаю? Чего же я хочу в конечном итоге? Могу ли я хоть что-нибудь из того, к чему стремлюсь...