Рассмотрим один из самых невероятных фактов в истории человечества. Все время само собой разумеющимся считалось, что мир существует сам по себе, а человек сам по себе. Это было так самоочевидно, что не возникало мысли об ином порядке вещей.
Так продолжалось, пока не открылся квантовый мир. Он не соответствовал нашим представлениям о... реальности. Новый мир, являвшийся основанием известного, был из противоречий. Не из непонятных явлений, а именно из противоречий. Главной проблемой поборников традиционности было то, что отказать ему в реальности было невозможно.
Например, общепринято, что все объекты находятся в конкретном месте, все имеют определенную форму и пребывают в состоянии покоя или движения. Объект не может быть в двух и более местах одновременно, не может в один момент времени иметь две формы, не может стоять и двигаться. Если бы кто ранее сказал, что могут, его заявление пахло бы сумасшедшим домом. С ним даже диалог на эту тему никто бы не начал.
Но вот открылся квантовый мир, и вся респектабельная традиционность пошла коту под хвост. В том сумасшедшем мире объект может одновременно находится в состоянии покоя и движения. У него нет конкретной формы, он одновременно волна и частица, везде и конкретно нигде. Квантовый мир не просто полон чудес, превышающих сказочные, он полностью состоит из них. В сказках объект находится в одном месте, потом мгновенно может оказаться в другом. Но я не знаю сказки, где объект конкретно нигде не находится, но обнаруживается в месте, на котором сконцентрировано внимание. В квантовом мире это называется суперпозиция — объект обретает конкретику только в момент наблюдения.
Никто на свете не понимает квантовый мир. Понимание есть фиксация причинно-следственной связи. Квантовый мир свободен от нее. Следовательно, кто говорит о понимании квантового мира, это равносильно он говорит о запахе и вкусе цифр.
Понимать квантовую механику невозможно в той мере, в какой невозможно мыслить то, что за границами существования. Кто говорит, что понимает квантовый мир, тот сам не понимает, что говорит. «Любой, кто говорит, что понимает квантовую механику и у него от нее не кружится голова, на самом деле не понял ее». (Бор).
Тот факт, что физики уловили некоторые закономерности, и, опираясь на них, делают расчеты, верно предсказывая квантовые явления, ни о чем не говорит для поднятой темы. Физики подобны детям, смотрящим сказочный фильм со спецэффектами. Они видят нарушение законов физики и причинно-следственной связи между событиями, фиксируют наблюдаемые чудеса, но это нисколько не продвигает их к пониманию природы чудес.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
018 Секс, Блокчейн и Новый мир
SpirituálníОднажды у меня возник вопрос: а какой во всем этом смысл? Вот я родился, живу, что-то делаю каждый день ... А зачем? Нужно ли мне это? Правильно ли то, что я делаю? Чего же я хочу в конечном итоге? Могу ли я хоть что-нибудь из того, к чему стремлюсь...