Бифуркация

101 0 0
                                    

Социальная система имеет в себя факторы, толкающие ее за пределы стабильности. Пока она может их подавлять, конструкция стабильна. Когда не хватает сил подавлять, она начинает подстраиваться под новое. Этим она сама себя ослабляет, но у нее нет иного выхода. В этот период внешне она так же стабильна, но уже на волоске от своей гибели.

Однажды наступает момент, когда старое не в состоянии ни сопротивляться новому, ни подстраиваться под него. Например, Церковь не могла сохранить себя через изменение под научные открытия. Рыцари не могли изменить себя под порох. Требуемые изменения означали для них смерть. Сохранение себя в неизменном виде тоже означало смерть. Хорошего выбора у старой системы не было. В этот период у нее начинается агония — она не имеет рационального плана действия и включается паника. Представители старой системы возводят к небу глаза, и, заламывая руки, сокрушенно вопрошают: куда катится мир? И отвечают: в пропасть, все рушится, пришел конец света. И это правда. Только не вся. Рушится старый мир, и конец пришел именно ему, а не вообще всему миру. Весь мир только развивается и на наших глазах выходит на новый эволюционный виток развития.

Остановить этот процесс невозможно, потому что мир всегда в движении. Движение порождает изменения. Накопление критического количества новизны инициирует переход в качество. Мир — непрерывное давление новых форм на старые. Когда старое не выдерживает давления, его место занимает новое. Через некоторое время новое перестает быть новым и становится традиционным — естеством текущего момента. В этот период зарождается следующее новое, которое начинает поддавливать на вчерашнее новое.

Старая цивилизация в новой среде всегда начинает разрушаться с двух сторон. С одной стороны, на нее давит растущая собственная масса. С другой стороны, на нее напирает новое. Один из показателей приближающегося краха старой системы — она в зените своего могущества. Например, перед крахом рыцарства доспехи выдерживали арбалетную стрелу — самое мощное холодное оружие того времени для боя на расстоянии. Сегодня физическая мощь достигла своего зенита — атомное оружие.

Я не сторонник мистики, но глядя на ситуацию в соответствующем масштабе, вижу, как пазлы сходятся, словно континенты съезжаются назад в единый остров. С одной стороны, Россия открыта для мессианской атмосферы, как Израиль две тысячи лет назад. С другой стороны, огромное число свободных людей, стоящих за свободу передвижения, свободное выражение эстетических и мировоззренческих взглядов. С третьей стороны, умножаются люди, отрицающие сакральность государства и претендующие на большую автономию и личную свободу. Способствует разжиганию их внутреннего огня давление государства. Люди новой эпохи остро чувствуют страдание от посягательства власти на их внутреннюю свободу, как евреи на посягательства Рима. Давление и температура растут.

018 Секс, Блокчейн и Новый мирМесто, где живут истории. Откройте их для себя