Шкала

81 0 0
                                    

Все виды удовольствий, какие способен испытывать человек, можно расположить на шкале снизу вверх. В самом низу удовольствие, получаемое от страданий живых существ. Самым предельным злом будет удовольствие маньяков от мучения детей. Далее взрослых. Следом в роли жертвы идут высшие животные, и далее вниз до насекомых.

Чем ниже развитие жертвы, тем терпимее наше отношение к ее мукам. После некой черты наступает нулевой уровень сострадания. Когда дети отрывают ноги жукам, это и не зло вроде. Взрослые оправдывают это любознательностью или шалостью, но если глядеть правде в глаза, по факту дети получают сладострастное удовольствие от истязания жуков.

Следующим стоит удовольствие, в основе которого не физическое страдание людей. Например, человек получает удовольствие, наблюдая, как другие ему завидуют. Индустрия потребление напоказ эксплуатирует именно это качество. Единственный смысл многих вещей не в функционале, а вызывании зависти окружающих. Когда потребляющий напоказ видит дискомфорт наблюдающих его успех, ему от этого становится хорошо.

Выше расположены удовольствия, несущие вред живым существам, которым социум считает допустимым приносить вред. Например, любитель фуа-гра может не опасаться за свою репутацию, хотя по факту цена его удовольствия — пожизненное мучение гусей.

В европейской культуре считается приемлемым мучить ради вкусового удовольствия животных, птиц и рыб, а ради эстетического неприемлемым. Если вы будете засаливать в бочке заживо рыбу, чтобы придать ей специфический вкус или пожизненно мучить гусей, чтобы их печень распухла и тоже приобрела оригинальный вкус, никому в голову не придет вас не обвинить (разве что защитники животных). Потому что мучение оправдано целью — человек добывает вкусную еду. Но если вы будете делать то же самое с рыбой или гусем не ради гастрономического удовольствия, а ради эстетического, созерцая дискомфорт вас осудит.

Тут нет логики, как нет ее, например, в разном отношении к убийству. Если вы убьете человека с целью ограбить, общество вас осудит. Но если убьете без материального мотива, просто убьете, общество вас осудит намного сильнее. Получается, если деньги являются мотивом убийства — в глазах людей это смягчающее обстоятельство.

Объясняют разницу в оценке тем, что убийство без коммерческого мотива, ради самого убийства, опаснее коммерческого убийства, потому что жизнь есть у каждого, и значит, каждый потенциально жертва. На это можно возразить, что деньги тоже есть у каждого. Так почему же убийство без финансовых интересов считается опаснее? Может, потому что убивать ради убийства может понравиться, и получится маньяк? Но убивать ради денег так же может понравиться. И так же будет маньяк. В истории есть случаи.

018 Секс, Блокчейн и Новый мирМесто, где живут истории. Откройте их для себя